Предварительная программа

День 1 (I)

1.2. Обзор проектов
(Национальные и международные программы реинтродукции хищных млекопитающих)

1.2.1. Тигры (подвиды: амурский Panthera tigris altaica, южнокитайский Panthera tigris amoyensis, бенгальский Panthera tigris bengalensis)

1.2.2. Леопарды (подвиды: дальневосточный Panthera pardus orientalis, переднеазиатский Panthera pardus ciscaucasica, дымчатый Neofelis nebulosa)

1.2.3 Гепарды (Acinonyx jubatus)

1.2.4 Рыси (подвиды: пиренейская Lynx pardinus, евразийская Lynx lynx)

1.2.5 Волки (Canis lupus)

1.2.6 Медведи (подвиды: малайский Helarctos malayanus, гималайский Ursus thibetanus, бурый Ursus arctos)

1.2.7. Малые хищные: Лесной кот (Felis silvestris), дальневосточный кот (Prionailurus bengalensis euptilurus), черноногий хорёк (Mustela nigripes) и др.

2.1. Проект по восстановлению дальневосточного леопарда в пределах исторического ареала (США-КНР)

2.2. Проекты по восстановлению амурского тигра в пределах исторического ареала (Россия), (Россия-КНР), (КНР), (КНР-США)

2.3. Проект по восстановлению переднеазиатского леопарда на Кавказе (Россия)

2.4. Проект по восстановлению дикого лесного кота в Германии (Германия-Швейцария, МСОП)

2.5. Проект по восстановлению пиренейской рыси в пределах исторического ареала (Испания, Портургалия при сотрудничестве с МСОП, Швейцария) )

2.6. Проект по восстановлению евразийской рыси в Швейцарии на территории альпиской лесной зоны и в горах Юры (Швейцария, МСОП)

День 2 (II)

3.1 Генетические аспекты реинтродукции

3.2 Проверка и оценка репродуктивного статуса потенциальных основателей восстанавливаемой группировки/популяции

3.3. Необходимая работа с животными потенциальными основателями восстанавливаемой группировки/популяции в неволе (ЕАЗА)

3.4. Зоотехнические и ветеринарные аспекты работы, необходимые при планировании Проектов по реинтродукции

4.1 Реабилитация хищников – психологические (этологические) и физиологические аспекты, их связь

4.2 Специальные Центры. Особенности инфраструктуры и работы с ней.

4.3. Методики подготовки животных к выпуску, целевые треннинги (target-training), обучение (опыт зоопарков: работа с животными в неволе для поддержания их благополучия; пусковые механизмы, необходимые для реализации естественных форм поведения).

4.4. Особенности онтогенеза хищных млекопитающих. Формирование поведения у хищников. Сенситивные периоды. Ключевые возрастные периоды, течение которых может определять успех реинтродукции.

4.5. Оценка подготовленности животных к жизни в природе. Система предварительного тестирования перед выпуском.

4.6. Утверждение выпуска. Опыт ошибок и причины неудачных выпусков.

День 3 (III)

5.1. Мониторинг выпущенных в природу животных (комплексный методологический подход; используемые методики, система объединения данных из дикой природы, полученных разными методами для единого анализа)

5.2. Результаты и последствия выпуска хищных млекопитающих в природу (результаты мониторинга: кратковременный мониторинг – освоение пространства животными, успех охот и пищедобывания; долговременный мониторинг – выбор участка обитания, размножение в природе)

5.3. Оценка результативности реинтродукции (эффективность выпусков по результатам мониторинга в глобальном плане – процесс восстановления стабильной группировки, единицы метапопуляции; результаты мониторинга, как основа для стратегического планирования)

6.1. Система необходимого взаимодействия разных организаций, осуществляющих реализацию проекта для успеха проекта

6.2. Логистика (сопряженная реализация каждого направления проекта, разработка системы реализации для каждого направления проекта по реинтродукции)

6.3. Менеджмент и Политика в проектах реинтродукции; место науки в проектах реинтродукции; научные обоснования необходимые для принятия стратегических решений

6.4. Взаимодействие с населением. Роль науки в построении системы работы по экологическому просвещению